«Операторам приходится конкурировать не столько между собой, сколько с Интернетом»

– С какого рода конкуренцией приходится сталкиваться операторам при внедрении услуг Triple Play?

– По наблюдениям Sagemcom, а мы являемся партнерами многих ведущих европейских операторов связи, ситуация на рынке услуг Triple Play складывается такая, что операторам приходится конкурировать не столько между собой, сколько с Интернетом, через который абоненты получают видеоконтент – бесплатно либо по низким ценам, иногда легально, иногда нелегально. Технические методы борьбы с этим большинство европейских операторов считают неэффективными и почти не применяют их. Главное – высокое качество легального контента и удобство пользования им. Большая часть видеоконента предоставляется абоненту либо в формате HD, либо в формате стандартного разрешения, но, безусловно, высокого качества. Кроме того, постепенно набирает популярность 3D-телевидение. Кстати, Sagemcom – один из создателей и инициаторов движения в поддержку 3D. И как демонстрируют доходы операторов, такой подход приносит успех. Мы провели исследование в России, которое показало, что к 2012–2013 гг. количество легально проданного через IP-сети видеоконтента превысит количество контента, скачанного нелегально. Дело в том, что абоненты хотят смотреть то, что им интересно, в хорошем качестве и в удобное для них время. И когда у них есть возможность получить такую услугу по разумной стоимости, их это вполне устраивает. Стоимость услуги «видео по запросу» в формате HD дома ниже, чем цена билета в кинотеатр, и сравнима со стоимостью DVD. С помощью STB можно записать любой фильм и смотреть его сколько угодно, не нарушая авторских прав.

– Вы имеете в виду STB с функцией PVR (Personal Video Recorder)?

– Да. Услуги VoD, которые приносят основной доход операторам, делятся на две части: контент, который имеет формат кинофильма, и так называемое catch-up TV, или просмотр пропущенных телепередач, которые шли в эфире, скажем, за последние две недели. В принципе, catch-up TV можно реализовать на сети, т. е. записать на сервер оператора и дать возможность абоненту посмотреть его, когда он хочет. Однако есть одно «но». Большинство владельцев ТВ-каналов де-факто запрещают подобного рода сетевой PVR по одной простой причине: когда вы смотрите видео по запросу, вы не смотрите рекламу. Совершенно другая ситуация, если в вашем STB есть встроенный жесткий диск, тогда это уже аналог домашнего видеомагнитофона, а по закону вы имеете право записывать для личного просмотра все, что показывается по телевизору.

– А в чем тогда преимущества STB со съемным жестким диском?

– Функция PVR очень важна для абонента. Другое дело, что он не сразу это осознает. Поэтому Sagemcom имеет свое патентованное решение – съемный жесткий диск. Обычный STB продается абоненту без жесткого диска, это недорогое устройство начального уровня. По статистике, более 30% телезрителей, которые пользуются STB, в течение первого года начинают понимать, что они хотят иметь в STB функцию видеомагнитофона. Абоненту достаточно прийти в магазин к оператору, купить съемный жесткий диск, вставить его в STB и такая функция у него появится. Если заполнится один диск, можно приобрести второй и т. д. Диски могут быть любого объема. Как правило, дети смотрят один контент, мама – второй, папа – третий. Каждый член семьи может иметь свой жесткий диск с любимыми фильмами и передачами.

Все ведущие производители систем DRM или CAS полностью приравняли данную конструкцию съемного диска к встроенному в STB жесткому диску. Это принципиальный момент: если просто записать контент на внешний диск, а затем пойти с ним к соседям и воспроизвести его на их STB – это уже нарушение авторских прав. В STB Sagemcom жесткий диск находится в паре с STB и воспроизводится только на конкретной приставке. Конечно, он встанет и в другую, но воспроизводиться шифрованный контент не будет. Защищенный контент может быть воспроизведен только на одной приставке, и пока она подключена к сети данного оператора, так как второй ключ получают из сети. Предположим, я создал библиотеку любимых фильмов, и вдруг мне пришла в голову идея поменять провайдера, потому что конкурент снизил стоимость доступа в Интернет. Можно представить, насколько тяжело мне будет уйти от нынешнего провайдера, ведь тогда вся моя фильмотека будет утеряна. Таким образом, это еще и важный способ повышения лояльности абонента к оператору.

Во всех наших новых проектах, а в Европе только за прошлый год мы их выиграли более десяти, операторы предпочли использовать STB со съемными дисками. Дело в том, что помимо повышения лояльности, оператор получает и существенный экономический эффект – ему достаточно иметь одну модель STB, а не две – с функцией PVR и без нее. Операторы часто дотируют абонентские приставки. В случае STB со съемным диском оператор не дотирует жесткий диск. Абоненты уже привыкли покупать жесткие диски в магазинах, поэтому они не считают, что их в чем-то ущемляют. Кроме того, во многих странах есть налог на жесткий диск. Таким образом, STB со встроенным жестким диском обходится оператору значительно дороже, чем со съемным диском.

– Что представляет собой съемный жесткий диск?

– В принципе, это стандартный жесткий диск. Емкости могут быть разные – 360, 500 Гбайт. Недавно нами был освоен выпуск дисков емкостью 1 Тбайт. Но непосредственно диски мы не делаем, а используем лучшие из тех, что предлагают на рынке производители. Sagemcom просто встраивает диск в специальный контейнер для удобства установки в STB. Этот патентованный механизм позволяет с легкостью установить диск в STB и извлечь его даже технически неподготовленному человеку. Для обычного абонента разборка и сборка бокса для установки диска неприемлемы. Также плохо работают схемы с подключением внешнего диска по USB-интерфейсу – некоторые диски функционируют нормально, а некоторые дают сбой изображения. В итоге возрастает нагрузка на call-центр оператора, потому что абонент не понимает, что он купил дешевый некачественный жесткий диск, и сразу начинает звонить оператору и предъявлять претензии. Sagemcom продает гарантированно работающие диски только через операторов либо через операторский ритейл, такие диски без проблем устанавливаются в STB. То, что предлагает Sagemcom, – решение, опробованное крупнейшими операторами, настоящее решение операторского класса.

– Насколько правильным и удобным для оператора вы считаете готовые «вертикальные» решения, когда middleware и STB поставляются одним вендором?

– Когда в 1995 г. компания Sagemcom начала развивать IPTV, мы были одними из первых, кто занялся этим технологическим направлением. Поэтому мы все делали сами – и STB, и middleware. Конечно, для производителя это удобная схема, потому что если вы делаете middleware и STB, то оператор уже не имеет выбора, он может покупать приставки только у вас. Для производителя такая ситуация идеальна. Но большинство операторов, перешагивая порог в 50–100 тыс. абонентов, понимают, что не могут позволить себе быть зависимыми от одного производителя с точки зрения middleware и STB. С учетом требований операторов в Sagemcom было принято решение продать оператору ту часть компании, которая занималась middleware. Сейчас Sagemcom является основным поставщиком Orange/France Telecom по STB, но это исключительно благодаря хорошему соотношению «цена – качество» наших приставок, поскольку имеющееся у оператора middleware позволяет поддерживать различные типы приставок. Как правило, операторы выбирают двух, максимум трех поставщиков STB. Увеличивать количество бессмысленно, потому что нужны большие ресурсы на поддержку. Два поставщика это оптимально.

Connect! Мир Связи 02.2011