Телевидение высокой четкости придет быстрее, чем мы думаем!

Д.Г. МИРОШНИКОВ, глава представительства компании Sagem Communications SAS
 

Наверняка все давно забыли, как быстро прошли первые “революции” в областях телевидения и звуковоспроизведения. Переход с черно-белого на цветной формат ТВ-вещания и смена многомиллионного парка телевизионных приемников были настолько быстрыми, что советская промышленность пришла “в насыщение” и цветные телевизоры стали хроническим дефицитом. Вспомним также переход с “моно” на “стерео” в звуковоспроизведении. В течение всего нескольких лет весь “контент” (тогда его называли простым русским словом — грампластинка) был переведен в “стерео”-формат и, естественно, производство проигрывателей и усилителей также почти на 100 % перешло на двухканальный “стерео”-стандарт.

Сегодня идет новая революция — переход от стандартной (SD) к высокой (HD) четкости видеоизображения, хотя для пессимистов стакан всегда “наполовину пуст”. И мы слышим голоса о том, что “почти нет HD-контента”, “сети не готовы к передаче HD”, “blue-ray диски слишком дороги” и т. д. Не будем спорить с данными утверждениями, тем более, что они во многом справедливы. Обратимся к фактам из жизни наших европейских соседей, главным из которых является развитие предложения HD-контента.

В таблице показан рост числа каналов в формате высокой четкости в Европе.

Мы видим, что число HD-каналов в первый год внедрения увеличилось в 8 раз, во второй — в 2 раза. В I квартале 2009 г. общее число каналов высокой четкости в Европе достигло 130, а прогноз к 2013 г. составляет 600 каналов.

Можно предположить, что в скором времени по крайней мере 10 каналов высокой четкости будут доступны также и в большинстве развитых регионов России. Напомним, что несколько каналов высокой четкости уже предлагается лидерами цифрового телевидения, например, в Москве.

Во Франции, стране с наибольшим проникновением IP-телевидения в Европе, HD-контент доступен сегодня с помощью всех технологий цифрового ТВ — IP, кабель, спутник, эфир. Так, ведущий оператор кабельного телевидения Numericable сегодня предлагает 15 каналов высокой четкости, причем это поставлено во главу угла стратегии компании по привлечению абонентов на крайне конкурентном французском рынке. Операторы IP-телевидения предлагают от 4 до 15 каналов HD. Через спутник доступно 13 каналов высокой четкости. Наконец, через цифровое эфирное телевидение транслируются 5 каналов, обеспечивая покрытие 60 — 80 % населения страны. Таким образом, с отсутствием HD-контента скоро будет покончено “раз и навсегда”.

Обратимся теперь к следующему аргументу скептиков — “сети не готовы к передаче HD”. Опять же, отчасти оно справедливо. В некоторых регионах до 30 % пользователей ADSL имеют фактическую скорость подключения до 5 Мбит/с, что недостаточно для HD-формата. Однако, взглянем на эту ситуацию с другой стороны.
Многими операторами (например, Belgacom, Swisscom) уже приняты концепции перевода “меди” на технологию VDSL2, скорость на которой (100 Мбит/с) более чем достаточна для HD.

Более половины подключений в развитых странах в городских условиях уже сегодня производится с помощью технологий FTTx, также обеспечивающих скорость 100 Мбит/с и выше. В сельской местности, где полоса пропускания недостаточна, активно используется прием цифрового спутникового и эфирного телевидения. Есть и другие возможности для развития предложения HD-контента. Например, push-VoD дает возможность загрузки кинофильма для последующего его просмотра, при этом полосы ADSL вполне достаточно.

Необходимо отметить, что, конечно, с приходом Triple Play, некоторые сегменты сети, такие как транспорт, в первую очередь, должны быть модернизированы до скорости, как минимум, 10 Гбит/с, что требует некоторых капитальных затрат. И, безусловно, “последняя миля” должна подвинуться ближе к абоненту. И целый набор параметров (QoS, VLAN) должен отрабатываться сетевой инфраструктурой. Однако эти вопросы решаются, и не только в Европе. Во многих регионах России транспорт 10 Гбит/с уже построен или строится, оптические сети доступны практически повсеместно, современные радиорешения для удаленных регионов также способны передавать скорости до 1 Гбит/с и выше.

Наконец, аргумент о стоимости дисков “blue-ray”, в принципе, не имеет прямого отношения к теме HD. Многие специалисты приходят к выводу, что CD (DVD, blue-ray) вообще перестанет существовать в скором времени в качестве носителя цифрового аудио-, видеоконтента. Существенно удобнее хранить домашнюю медиатеку на дисковом накопителе, тем более, что современные разработки систем защиты допускают применение в цифровых приставках (set-top-box) даже съемных дисковых накопителей.

Таким образом, сегодня сложилась ситуация, когда:

  • у абонентов появилось достаточное количество устройств воспроизведения (телевизионных приемников), поддерживающих формат HD;
  • кинотеатры, видеоигры, проигрыватели “blue-ray” повышают ожидания пользователей в области качества видеоконтента.

Таким образом, растет спрос на программы в формате HD — фильмы, спортивные события (олимпийские игры, футбольные чемпионаты и т. д.). Нет ничего удивительного в том, что “не HD” аппаратура уже не пользуется спросом. Дело доходит до того, что потребители возвращают в магазины исправные телевизоры, апеллируя к “плохому качеству изображения”. А дело не в телевизоре, а в том, что на большом экране стандартного телевизионного разрешения явно недостаточно.

В ответ на запросы потребителей все большее число программ производится в HD-формате. Ведь операторам платного телевидения HD-контент позволяет получить целый ряд коммерческих преимуществ:

  • предоставить пользователям “премиум-пакеты” с HD-программами и “видео по запросу” в формате HD, тем самым повысить RPU (выручку на единицу);
  • повысить приверженность абонентов оператору;
  • обеспечить конкурентоспособность с другими провайдерами и технологиями предложения видеоуслуг.

Европейский опыт говорит о том, что HD — это уже далеко не завтрашний день, а начало новой революции в технологиях домашних развлечений. Думаем, что и в России HD-революция произойдет намного скорее, чем мы с вами того ожидаем!

“Вестник связи” № 9 '2009